Жизнь слишком серьезная штука, чтобы к ней относится серьезно
Джудит Бек "Когнитивная терапия: полное руководство"
1) Составить список целей "здесь и сейчас"
2) Когда мое настроение меняется, спросить себя: ''О чем я думаю прямо сейчас?" и записать мысли (и образы). Напомнить себе, что эти мысли могут быть или не быть правильными.
3) активный мониторинг и/или составление расписания видов деятельности
читать дальшеКогнитивная модель:
Мысли —> Чувства
То, что я думаю, влияет на то, как я себя чувствую.
Иногда мышление может быть неправильным или только частично пра-вильным.
Этапы терапии
Выявить автоматические мысли.
Оценить их и ответить на них. Найти решение проблемы, если мысли точны.
Техники идентификации автоматических мыслей
Базовый (основной) вопрос:
О чем вы думаете?
Чтобы идентифицировать автоматические мысли, выполните сле-дующее
1 . Задайте основной вопрос, когда во время сессии замечаете изменение настроения пациента (или усиление у него негативных эмоций).
2. Попросите пациента описать проблемную ситуацию или эпизод, но время которого у него меняется настроение, и задайте ему основной вопрос.
3. Если необходимо, предложите пациенту подробно описать конкретную си-туацию с помощью образов (как если бы это происходило в данный момент) и затем задайте ему основной вопрос.
4. Если необходимо или желательно, проведите с пациентом ролевую игру и задайте основной вопрос.
Другие вопросы, которые помогут выявить автоматические мысли
1. Как вы полагаете, о чем выдумали?
2. Возможно, вы думали о ____ или _____? (Терапевт предлагает несколько вероятных вариантов.)
3. Может быть, вы представляли что-нибудь, что могло произойти, или вспо-минали о чем-то, что произошло ранее?
4. Что эта ситуация означает для вас? (Или говорит о вас?)
5. Думали ли вы о __________? (Терапевт выдвигает идею, которая проти-воположна ожидаемому ответу пациента.)
ВЫБОР АВТОМАТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ-"МИШЕНИ"
На каждой сессии терапевт выявляет присущие пациенту автоматические мысли. Обнаружив одну из них, как определить, что делать дальше? У терапевта есть несколько возможностей.
1. Сконцентрироваться на данной автоматической мысли. ("Давно ли у вас появилась эта идея?", "Какие эмоции вы испытываете, когда так ду-маете?", "Что вы делаете после того, как вас посетила эта мысль?".)
2. Выяснить больше подробностей о ситуации, в которой возникает автоматическая мысль. ("Что сказала Карен перед тем, как вы так подумали?", "Когда это произошло?", "Где вы находились в тот момент?",
"Расскажите подробнее об этом случае".)
3. Выяснить, насколько типична для пациента эта автоматическая мысль. ("Часто ли вас посещают подобные мысли?", "В каких случаях?", "Сильно ли такие размышления вас беспокоят?")
4. Выявить другие автоматические мысли и образные представления, возникающие в этой же ситуации. ("О чем еще вы подумали?", "Какие образы вы себе рисовали или какие мысленные картины у вас возникали?")
5. Приступить к решению проблем, связанных с ситуацией, в которой возникает автоматическая мысль. ("Что вы можете предпринять в этой ситуации?", "Как вы выходили из подобного положения раньше?", "Что
бы вы хотели сделать?")
6. Определить убеждение, которое лежит в основе этой автоматической мысли. ("Если бы эта мысль соответствовала действительности, что это означало бы для вас?")
7. Перейти к следующей теме, ("Хорошо. Я думаю, что понял вас. Скажите, а что еще важное произошло на минувшей неделе?")
Чтобы выбрать самую подходящую из перечисленных возможностей, терапевт задает себе следующие вопросы.
1. Чего я хочу достичь на этой сессии? Поможет ли работа над этой мыслью достичь терапевтических целей, которые я наметил на эту сессию?
2. Что пациент определил в качестве повестки дня? Коснется ли работа с этой мыслью актуальной для него проблемы? Если нет, доста-точно ли у нас времени, чтобы успеть рассмотреть и проблему, вызывающую беспокойство пациента? Будет ли он сотрудничать со мной в оценивании этой мысли?
3. Достаточно ли эта мысль значима для того, чтобы остановиться на ней подробнее? Вероятно ли, что она в значительной мере ис-кажена или дисфункциональна? Она типична для пациента? По-может ли пациенту работа с этой мыслью чувствовать себя луч-ше не только в этой единственной ситуации? Смогу ли я улуч-шить модель концептуализации пациента?
Работа с автоматическими мыслями
Прежде чем приступить к работе с определенной автоматической мыс-лью, терапевт определяет, действительно ли эта мысль заслуживает внимания. Он задает пациенту следующие вопросы.
1. Насколько вы сейчас доверяете этой мысли (0-100%)?
2. Какие чувства и эмоции возникают у вас из-за этой мысли?
3. Насколько интенсивны эти эмоции (0-100%)?
Если пациент твердо уверен в истинности дисфункциональной автоматической мысли и с нею связаны ярко выраженные отрицательные эмоции, терапевт проясняет общую картину, задавая пациенту вопросы согласно когнитивной модели.
1. Когда возникает эта мысль? В каких именно ситуациях?
2. Посещают ли вас в той же самой ситуации другие проблемные мысли и образы (представления)?
3. (особеенно для тревожных пациентов.) Вызывает ли у вас эта мысль какие-либо физические ощущения?
4. Что вы делаете после того, как у вас возникла эта мысль?
Вопросы об автоматических мыслях
1. Каковы доказательства, поддерживающие эту идею?
Каковы доказательства, противоречащие этой идее?
2. Существует ли альтернативное объяснение?
3. Что самое плохое может произойти? Смогу ли я пережить это?
Что самое лучшее может произойти?
Каков самый реалистичный исход?
4. Каковы последствия моей веры в автоматическую мысль?
Каковы могут быть последствия изменения моего мышления?
5. Что в должен делать в связи с этим?
6. Что я мог бы посоветовать ____________ (другу), который находится в такой же ситуации?
Хотя некоторые автоматические мысли истинны, многие из них ошибочны или имеют лишь зерно правды. Вот типичные ошибки мышления,
1. Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышлением в стиле "все или ничего"): представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, плохое-хорошее). Отказ от оценки в континууме.
Пример: "Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник".
2. "Катастрофизация" (также называемая негативными предсказаниями): предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исхо-дов.
Пример: "Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать".
3. Обесценивание позитивного: успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения.
Пример: "Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что в способный, мне просто повезло".
4. Эмоциональное обоснование, убеждение, что нечто должно быть правдой только по-тому, что вы "чувствуете" (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.
Пример: "Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по-прежнему чувствую себя не-удачником".
5. Навешивание ярлыков: наделение безусловными, глобальными характеристиками се-бя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.
Пример: "Я неудачник", "Он зануда".
6. Магнификация/минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преуве-личением негативного и/или преуменьшением позитивного.
Пример: "Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка "отлично" не говорит о том, что я умный".
7. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование): безосновательный учет только неудач, поражений, лишений вместо полной картины всех событий.
Пример: "Один плохой результат по тесту [наряду с несколькими хорошими] свидетель-ствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться",
8. "Чтение мыслей": уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и от-каз принимать во внимание другие, более вероятные возможности.
Пример: "Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе".
9. Сверхгенерализация: формулирование обобщающих негативных выводов, выходя-щих далеко за пределы текущей ситуации.
Пример: "[Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече], я не умею знако-миться с людьми".
10. Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих.
Пример: "Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что-то не так".
11. Долженствование (мышление в стиле "я должен"): наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведе-ние. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу. Пример: "Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха".
12. Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации.
Пример: "Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно крити-кует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог".
1) Составить список целей "здесь и сейчас"
2) Когда мое настроение меняется, спросить себя: ''О чем я думаю прямо сейчас?" и записать мысли (и образы). Напомнить себе, что эти мысли могут быть или не быть правильными.
3) активный мониторинг и/или составление расписания видов деятельности
читать дальшеКогнитивная модель:
Мысли —> Чувства
То, что я думаю, влияет на то, как я себя чувствую.
Иногда мышление может быть неправильным или только частично пра-вильным.
Этапы терапии
Выявить автоматические мысли.
Оценить их и ответить на них. Найти решение проблемы, если мысли точны.
Техники идентификации автоматических мыслей
Базовый (основной) вопрос:
О чем вы думаете?
Чтобы идентифицировать автоматические мысли, выполните сле-дующее
1 . Задайте основной вопрос, когда во время сессии замечаете изменение настроения пациента (или усиление у него негативных эмоций).
2. Попросите пациента описать проблемную ситуацию или эпизод, но время которого у него меняется настроение, и задайте ему основной вопрос.
3. Если необходимо, предложите пациенту подробно описать конкретную си-туацию с помощью образов (как если бы это происходило в данный момент) и затем задайте ему основной вопрос.
4. Если необходимо или желательно, проведите с пациентом ролевую игру и задайте основной вопрос.
Другие вопросы, которые помогут выявить автоматические мысли
1. Как вы полагаете, о чем выдумали?
2. Возможно, вы думали о ____ или _____? (Терапевт предлагает несколько вероятных вариантов.)
3. Может быть, вы представляли что-нибудь, что могло произойти, или вспо-минали о чем-то, что произошло ранее?
4. Что эта ситуация означает для вас? (Или говорит о вас?)
5. Думали ли вы о __________? (Терапевт выдвигает идею, которая проти-воположна ожидаемому ответу пациента.)
ВЫБОР АВТОМАТИЧЕСКОЙ МЫСЛИ-"МИШЕНИ"
На каждой сессии терапевт выявляет присущие пациенту автоматические мысли. Обнаружив одну из них, как определить, что делать дальше? У терапевта есть несколько возможностей.
1. Сконцентрироваться на данной автоматической мысли. ("Давно ли у вас появилась эта идея?", "Какие эмоции вы испытываете, когда так ду-маете?", "Что вы делаете после того, как вас посетила эта мысль?".)
2. Выяснить больше подробностей о ситуации, в которой возникает автоматическая мысль. ("Что сказала Карен перед тем, как вы так подумали?", "Когда это произошло?", "Где вы находились в тот момент?",
"Расскажите подробнее об этом случае".)
3. Выяснить, насколько типична для пациента эта автоматическая мысль. ("Часто ли вас посещают подобные мысли?", "В каких случаях?", "Сильно ли такие размышления вас беспокоят?")
4. Выявить другие автоматические мысли и образные представления, возникающие в этой же ситуации. ("О чем еще вы подумали?", "Какие образы вы себе рисовали или какие мысленные картины у вас возникали?")
5. Приступить к решению проблем, связанных с ситуацией, в которой возникает автоматическая мысль. ("Что вы можете предпринять в этой ситуации?", "Как вы выходили из подобного положения раньше?", "Что
бы вы хотели сделать?")
6. Определить убеждение, которое лежит в основе этой автоматической мысли. ("Если бы эта мысль соответствовала действительности, что это означало бы для вас?")
7. Перейти к следующей теме, ("Хорошо. Я думаю, что понял вас. Скажите, а что еще важное произошло на минувшей неделе?")
Чтобы выбрать самую подходящую из перечисленных возможностей, терапевт задает себе следующие вопросы.
1. Чего я хочу достичь на этой сессии? Поможет ли работа над этой мыслью достичь терапевтических целей, которые я наметил на эту сессию?
2. Что пациент определил в качестве повестки дня? Коснется ли работа с этой мыслью актуальной для него проблемы? Если нет, доста-точно ли у нас времени, чтобы успеть рассмотреть и проблему, вызывающую беспокойство пациента? Будет ли он сотрудничать со мной в оценивании этой мысли?
3. Достаточно ли эта мысль значима для того, чтобы остановиться на ней подробнее? Вероятно ли, что она в значительной мере ис-кажена или дисфункциональна? Она типична для пациента? По-может ли пациенту работа с этой мыслью чувствовать себя луч-ше не только в этой единственной ситуации? Смогу ли я улуч-шить модель концептуализации пациента?
Работа с автоматическими мыслями
Прежде чем приступить к работе с определенной автоматической мыс-лью, терапевт определяет, действительно ли эта мысль заслуживает внимания. Он задает пациенту следующие вопросы.
1. Насколько вы сейчас доверяете этой мысли (0-100%)?
2. Какие чувства и эмоции возникают у вас из-за этой мысли?
3. Насколько интенсивны эти эмоции (0-100%)?
Если пациент твердо уверен в истинности дисфункциональной автоматической мысли и с нею связаны ярко выраженные отрицательные эмоции, терапевт проясняет общую картину, задавая пациенту вопросы согласно когнитивной модели.
1. Когда возникает эта мысль? В каких именно ситуациях?
2. Посещают ли вас в той же самой ситуации другие проблемные мысли и образы (представления)?
3. (особеенно для тревожных пациентов.) Вызывает ли у вас эта мысль какие-либо физические ощущения?
4. Что вы делаете после того, как у вас возникла эта мысль?
Вопросы об автоматических мыслях
1. Каковы доказательства, поддерживающие эту идею?
Каковы доказательства, противоречащие этой идее?
2. Существует ли альтернативное объяснение?
3. Что самое плохое может произойти? Смогу ли я пережить это?
Что самое лучшее может произойти?
Каков самый реалистичный исход?
4. Каковы последствия моей веры в автоматическую мысль?
Каковы могут быть последствия изменения моего мышления?
5. Что в должен делать в связи с этим?
6. Что я мог бы посоветовать ____________ (другу), который находится в такой же ситуации?
Хотя некоторые автоматические мысли истинны, многие из них ошибочны или имеют лишь зерно правды. Вот типичные ошибки мышления,
1. Дихотомическое мышление (также называемое черно-белым мышлением, полярным или мышлением в стиле "все или ничего"): представление о том, что существуют только две категории для оценки событий, людей, поступков (черное-белое, плохое-хорошее). Отказ от оценки в континууме.
Пример: "Если я не добьюсь успеха во всем, то я неудачник".
2. "Катастрофизация" (также называемая негативными предсказаниями): предсказание событий будущего исключительно негативно, без учета других, более вероятных исхо-дов.
Пример: "Я так расстроюсь, что не смогу вообще ничего делать".
3. Обесценивание позитивного: успехам, позитивному опыту и поступкам не придается значения.
Пример: "Действительно, мне удалось выполнить эту работу, но это вовсе не означает, что в способный, мне просто повезло".
4. Эмоциональное обоснование, убеждение, что нечто должно быть правдой только по-тому, что вы "чувствуете" (по сути, верите) в это настолько сильно, что игнорируете или обесцениваете доказательства обратного.
Пример: "Я знаю, что мне многое удается на работе, но я по-прежнему чувствую себя не-удачником".
5. Навешивание ярлыков: наделение безусловными, глобальными характеристиками се-бя или окружающих, без учета того, что доказательства могут с большей вероятностью привести к менее негативным выводам.
Пример: "Я неудачник", "Он зануда".
6. Магнификация/минимизация: оценивание себя, окружающих или ситуации с преуве-личением негативного и/или преуменьшением позитивного.
Пример: "Средняя оценка говорит о том, что я неспособный. Оценка "отлично" не говорит о том, что я умный".
7. Мысленный фильтр (избирательное абстрагирование): безосновательный учет только неудач, поражений, лишений вместо полной картины всех событий.
Пример: "Один плохой результат по тесту [наряду с несколькими хорошими] свидетель-ствует о том, что я лентяй, который не мог как следует подготовиться",
8. "Чтение мыслей": уверенность человека в том, что он знает мысли окружающих, и от-каз принимать во внимание другие, более вероятные возможности.
Пример: "Он думает, что я ничего не смыслю в этой работе".
9. Сверхгенерализация: формулирование обобщающих негативных выводов, выходя-щих далеко за пределы текущей ситуации.
Пример: "[Поскольку я чувствовал себя не в своей тарелке на встрече], я не умею знако-миться с людьми".
10. Персонализация: представление о себе как о причине негативного поведения других людей без учета более вероятных объяснений их поведения. Уверенность человека в том, что его ошибки и просчеты находятся в центре внимания окружающих.
Пример: "Мастер по ремонту нагрубил мне, потому что я сделал что-то не так".
11. Долженствование (мышление в стиле "я должен"): наличие четкой непреложной идеи о том, как должны вести себя другие люди или каким должно быть собственное поведе-ние. Если ожидания не оправдываются, человек воспринимает это как неудачу. Пример: "Ужасно, что я ошибся. Я должен во всем добиваться успеха".
12. Туннельное мышление: акцент на негативных аспектах ситуации.
Пример: "Учитель моего сына ничего не может сделать правильно. Он постоянно крити-кует, не чувствует детей, и вообще он не состоялся как педагог".