понедельник, 25 апреля 2011
Э.Берн "Люди, которые играют в игры"
читать дальшеРодители часто препятствуют свободному выражению чувств ребенка или
пытаются их регулировать. Эти указания по-разному интерпретируются как
взрослыми, так и ребенком. Возможны несколько вариантов интерпретации:
1) что имеет в виду родитель с точки зрения его собственных слов?
2) что имеет в виду родитель с точки зрения постороннего наблюдателя?
3) что действительно имеет в виду родитель?
4) что из этого извлекает ребенок?
Первые две - нормальные, земные, последние - "марсианские".
Остановимся на примере судьбы школьника Батча, ставшего алкоголиком.
...Мать нашла y сына в комнате бутылку из-под виски, когда он учился
еще в начальной школе. Она сказала: "Не рановато ли тебе пить виски?"
1. Мать считает, что смысл ее слов таков: "Я не хочу, чтобы мой сын
пил виски".
2. Наивный свидетель, его дядя, соглашается: "Конечно, она не хочет,
чтобы мальчик пил виски. Какой разумной матери такое понравится?"
3. В действительности же она сказала: "А не рановато ли тебе пить
виски?" Под этим подразумевалось: "Пить виски - мужское дело, а ты еще
мальчик".
4. И вот что извлек из этого сын: "Когда настанет пора показать себя
мужчиной, тогда можно будет пить виски".
Так, взрослому человеку упрек матери покажется совершенно нормальным и
обыденным. Но дети думают по-другому ("по-марсиански"), пока родители не
отучат их так мыслить. Вот почему мысли в их неиспорченных головках кажутся
свежими и своеобразными. "Дело" ребенка - отыскивать, что действительно
подразумевается в словах родителей. Это помогает ему завоевать их любовь.
*Но*, кроме всего, ребенок обычно любит своих родителей, поэтому пытается
быть им приятным (если, конечно, ему это разрешается). Но для этого ему
надо знать, что родители хотят на самом деле.
@темы:
читальный зал