Э.Берн "Люди, которые играют в игры"
читать дальшеРозовая Шапочка, или Бесприданница
Розовая Шапочка была сиротой. Она любила сидеть на лесной поляне,
ожидая, пока появится кто-то, нуждающийся в ее помощи. Иногда она гуляла по
тропинкам в другой части леса в поисках тех, кому нужно помочь. Она была
очень бедной, поэтому мало что могла предложить нуждающимся, но чем
располагала - делилась охотно. Голова ее была полна мудрых советов,
почерпнутых от родителей, когда они еще были живы. Всегда наготове y нее
была веселая шутка, например, призванная подбодрить того, кто боится
заблудиться. Она приобрела много друзей. Но по выходным дням, когда
устраивались пикники на лужайках, она почти всегда оставалась в лесу в
одиночестве, чувствуя себя там в эти дни очень неуютно. Иногда ее
приглашали в компании, но чем старше она становилась, тем реже это
случалось.
Она жила не так, как Красная Шапочка. Однажды они встретились и очень
не понравились друг другу. Красная Шапочка шла по лесу и, заметив сидящую
на поляне Розовую Шапочку, остановилась, чтобы сказать: "Здравствуйте".
Минуту они глядели друг на друга, и обе думали, что могут подружиться, -
ведь они были похожи, только на одной была красная шапочка, а на другой -
розовая.
- Куда ты идешь? - спросила Розовая. - Раньше я тебя здесь не видела.
- Я несу бабушке пирожки, которые испекла моя мать, - отвечала
Красная.
- Как это мило, - сказала Розовая. - А y меня нет матери.
- Кроме того, - гордо объявила Красная, - когда я приду к бабушке,
меня должен съесть волк...
- Да-а? - удивилась Розовая. - Но волка можно удержать. Давай ему по
пирожку каждый день... И какое ты мудрое дитя, если знаешь, где встретишь
"своего" волка.
- Мне не нравятся твои намеки, - сказала Красная. - Поэтому прощай.
- Что-то ты воображаешь! - сказала Розовая, но Красная была уже
далеко. "У нее нет чувства юмора, - решила Розовая. - Но все равно ей нужно
помочь". И она бросилась в лес искать охотника, который спас бы Красную
Шапочку. В конце концов она нашла охотника. Это был ее старый друг. Вместе
они побежали к бабушкиной хижине, и Розовая Шапочка видела все, что там
произошло. Красная Шапочка находилась в постели с волком, который хотел ее
съесть. Охотник убивает волка, потом они смеются и шутят. Но Розовая
Шапочка не дождалась от Красной даже слова благодарности, отчего, конечно,
опечалилась. А потом, когда все кончилось, охотник подружился с Красной
сильнее, чем раньше дружил с Розовой, и Розовая стала еще печальнее. Чтобы
справиться с печалью, она начала есть пьяные ягоды, но ей стало трудно
засыпать, поэтому пришлось прибегать к сонным ягодам. Она все еще была
сообразительной девочкой и по-прежнему помогала людям, но иногда ей
казалось, что самое лучшее для нее - это принять сразу пригоршню сонных
ягод.
Клинический анализ
*Тезис*. Розовая Шапочка - сирота или по каким-то причинам чувствует
себя сиротой. Она сообразительна, всегда готова дать добрый совет и весело
пошутить, но мыслить реалистически, планировать и осуществлять планы не
умеет - это она оставляет другим. Она совестлива и всегда готова прийти на
помощь, в результате приобретает много друзей. Но каким-то образом она в
конце концов остается в одиночестве, начинает пить, принимать стимуляторы и
снотворное и часто думает о самоубийстве. Сказав "здравствуйте", она
отпускает несколько насмешливых слов, но все это только для того, чтобы
подойти к главному вопросу: "Могу ли я тебе чем-нибудь помочь?" Так она
может войти в "глубокие" отношения с неудачником, но с победителем, после
того как шутка произнесена, ей просто не о чем говорить.
_Диагноз_, хронически депрессивная реакция.
_Волшебная_ _сказка_: маленькая Розовая Шапочка.
_Роли_: Благожелательный Ребенок, Жертва, Спаситель.
_Переключения_: от Спасителя (Советчик, Заботливый Родитель) к Жертве
(Печальный Ребенок).
_Родительское_ _наставление_: "Будь хорошей девочкой, помогай людям".
_Родительский_ _образец_: "Вот как надо помогать людям".
_Родительское_ _предписание_: "Не старайся получить что-нибудь для себя".
_Детский_ _лозунг_: "Делай, что положено, и не плачь".
_Позиция_: "Мне плохо, поэтому я плачу".
_Решение_: "Я накажу себя за то, что плачу".
_Сценарий_: "Выкладывайся".
_Антисценарий_: "Умей помогать людям".
"_Футболка_": впереди - "Я сообразительный ребенок", сзади - "Но я
сирота".
_Игра_: "Не вышло, как я ни старалась".
"_Премиальные_ _купоны_": депрессия.
_Окончательный_ _итог_: смерть.
_Эпитафия_ _на_ _одной_ _стороне_ _камня_: "_Это_ _был_ прекрасный
ребенок", на другой: "Я старалась".
_Антитезис_: "Не выделяться своей сообразительностью".
_Разрешение_: "Воспользоваться советами родителей, чтобы подойти к
настоящей цели".
Классификация
Розовая Шапочка - сценарий неудачницы, поскольку, чего бы она ни
добивалась, она все теряет. Это целеориентированный сценарий,
организованный по принципу "нельзя": "Это тебе нельзя делать, пока не
встретишь принца". В основе его лежит "никогда": "Никогда не проси ничего
для себя". Сказав "здравствуйте", Розовая Шапочка старается показать себя
сообразительной девочкой, всегда готовой помочь.